ИСТОРИЯ ХРАМА

МАЙМА ПРАВОСЛАВНАЯ или церковь Сошествия Святого Духа с. Майма – старейший храм Горного Алтая

  1. Становление и развитие.

То, что в сороковые годы 19 века в отдаленной Майме появляется каменный храм – во многом прямая заслуга основателя алтайской Духовной Миссии  архимандрита Макария (Глухарева) – преподобного Макария, просветителя Алтайского.

Преподобный Макарий Алтайский (Михаил Яковлевич Глухарев) — основатель и первый начальник Алтайской духовной Миссии, вдохновитель и организатор строительства каменного храма в Майме

Летом 1830 года архимандрит Макарий прибыл на Алтай.  Осенью 1830,  7 сентября, он совершил первое крещение в Улале. Осень, зиму и большую часть весны он проводит в Бийске и только в мае 1831 года архимандрит приезжает в Улалу, где собирается основать миссионерский стан. Однако, местные жители, испугавшись насильственных крещений, стали откочевывать в Кузнецкий округ. Тогда отец Макарий переезжает в Майму, где снимает квартиру у крещеного инородца С. Е. Чендекова.

1832 год – начало строительства первого миссионерского дома. Строительство затянулось  до 1835 года.

Чертеж первого миссионерского дома. Автограф С. В. Ландышева

Причем, в 1834 году  архимандрит Макарий перебирается в Улалу. Где был построен первый миссионерский дом – вопрос спорный. Согласно мнению протоиерея Михаила Путинцеваон стоял рядом с нынешним каменным храмом в честь Сошествия Святого Духа в Майме. (прот. Михаил Путинцев «Алтай. Его святыни. Миссионерство.» (М. 1891) Но если посмотреть на «Ситуационный план деревни Найминской» (F50_4-287),

Ситуационный план Маймы. Миссия отмечена на левом берегу реки Майма

а также на «План Томской губернии Бийского округа Деревни Найминской с показанием числа домов» (F50_4-293), а обе картографические схемы началом 40-х года 19 века, то она них Миссия расположена на левом берегу реки Майма, недалеко от Катуни.

Миссия не подписана, но узнаваема. Расположена на левом берегу реки Майма при впадении её в Катунь

1842 год – активная работа по подготовке строительства храма. Сохранилась переписка архимандрита Макария с Томским купцом М. Е. Шебалиным, тщанием которого  и был построен храм. В частности, в письме от 10.07.1842 года мы читаем:
 « Достопочтеннейший Михаил Евфимьевич!
Во время пребывания моего в Бийске мне представился счастливый случай увидеться с проезжающим их Семипалатинска архитектором Томской губернии Алексеем Алексеевичем Арефьевым. Я умолил его поехать со мною в Майму и освидетельствовать место, предназначенное для каменного храма, который Вы намерены созидать для Миссии иждивением Вашим. Все, слава Богу, исполнено ко взаимному удовольствию; я получил от Алексея Алексеевича официальное свидетельство о том, что грунт земли на Майме перед нынешним домом Миссии, где походная церковь поставлена, благонадежен для построения каменного храма по плану, который получил от Вас и [который] Алексей Алексеевич рассматривал. Сие свидетельство намерен я в непродолжительном времени представить преосвященному.»

Следует отметить, что появление губернского архитектора в столь отдаленном селении как Майма факт исключительный, ставший возможным только благодаря личному авторитету архимандрита Макария. (прот. Георгий Крейдун.»Миссионерское храмоздательство на Алтае»  (Барнаул, 2013) стр. 58)

Примечательно, что кирпич, для строительства храма, изготавливался из местного материала, для этого основатель Миссии просил прислать человека, способного подыскать подходящие глины.

Преподобный Макарий настолько проникся идеей строительства каменного храма для миссии, что еще прежде начала активного строительства он вникает в вопрос благоукрашения храма иконами.

Письмо от 15 декабря 1843 года:

«Достопочтеннейший Михаил Евфимьевич. Милостивый государь, спешу послать к Вам показание икон, благопотребных для храма, который соорудить во имя Святого Духа при Алтайской Церковной Миссии  Вы имеете богоугодное и усерднейшее намерение. Да увенчает Господь сие намерение Ваше благополучным исполнением…

Иконы, которым благопотребно быть в предназначенном для Алтайской Церковной Миссии храме во имя Святого Духа….» Далее следует подробное описание икон, причем, не только изображений, но и где, какая икона будет занимать свое место.

Схема иконостаса Духосошественской церкви с. Майма. (Реконструкция протоиерея Георгия Крейдуна)

В 1843 году архимандрит Макарий предложил М. Е. Шебалину в качестве подрядчика своего воспитанника Ивана Савельева, совместно с которым было построено несколько деревянных зданий.

15 июня 1844 года Гражданский губернатор издал отношение Томскому губернскому землемеру о поручении Бийскому окружному землемеру Александру Берестову надзора за постройкой Церкви при селении Майминском.  Это последовало после выхода указа Святейшего Синода о разрешении постройки каменной церкви в селении Майминском.(прот. Георгий Крейдун. «Миссионерское храмоздательство на Алтае»  (Барнаул, 2013) стр. 58-59) К этому времени архимандрит Макарий уже покинул Алтайскую Духовную Миссию.

Закладка новостроящегося храма была совершена начальником Миссии протоиереем Стефаном Ландышевым 4 июня 1845г.

протоиерей Стефан Ландышев. Второй начальник Алтайской Духовной Миссии. Строитель и, фактически, первый настоятель Духосошественской церкви с. Майма

Как написал об этом о. Стефан, день был ясный и жаркий, но в конце молебна с Бобыргана поднялась туча, и только был положен камень в основание престола «все небо покрылось мрачными тучами; при гласе громов, сотрясавших воздух, водружен был крест, и небесное кропило обливало нас до самого конца. Тотчас потом стало также ясно, как и прежде» .

Строительство продлилось всего лишь три месяца, и 30 августа однопрестольный каменный храм с колокольней был, преосвященным Афанасием (Соколовым), епископом Томским и Енисейским, был освящен в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Церковь в Майме в 1845 — 1880-е годы

19 сентября 1845 года – Бийский окружной землемер Александр Берестов, осуществлявший надзор за строительством, послал донесение Томскому губернскому землемеру, надворному советнику Шабанову, о том, что церковь в Майме построена без отступления от проекта.

 1848 год – Консистория принимает решение о переводе миссионерского стана в епархиальное ведомство. С этого времени храм Сошествия Святого Духа в с. Майма становится приходским и это – также значимое событие. До сего момента Миссия в приходском отношении относилась к Свято-Димитриевскому приходу с. Енисейского, поскольку именно это село было ближайшим к центральному миссионерскому стану в Улале (80 верст). Но именно в Майме, в 1848 году образован первый православный приход – самостоятельная церковно-административная единица в Горном Алтае. Однако приходской священник села Маймы обязан был иметь «особенное попечение о новокрещенных, живущих в сем приходе, и исправлять у них все требы безмездно». Настоятель прихода фактически был сверхштатным сотрудником Миссии, а здание храма принадлежало Миссии

протоиерей Василий Вербицкий

С 22 декабря 1855 года по март 1858 года настоятелем Майминской церкви являлся священник-миссионер,  в будущем – протоиерей и помощник начальника Миссии Василий Иванович Вербицкий – человек  энциклопедических знаний, ныне известный как этнограф, лингвист, фольклорист, антрополог, историк религиозных верований, метеоролог, пчеловод и агроном. В 1857 году им в Майминском приходе заведено училище, «в коем, до отбытия его из Маминского прихода в Кузнецкое отделение Миссии, обучались русской грамоте 8 мальчиков и 3 девочки»  (  «Ведомости о лицах, служащих при АДМ за 1866 год» ГАТО. Ф. 184. Оп – 1  Д3 л 6 об – 7 -7 об-8)

Майма стала первым миссионерским селением, в котором основатель Миссии селил первых своих новокрещеных коренных жителей Алтая. Благодаря этому селение стало расти, а население увеличиваться. В 1898г. во всем Майминском приходе было 467 дворов, а жителей: 1452 мужского и 1435 женского пола. В 1910 г. уже было 635 дворов, а жителей: 1911 мужского и 1860 женского пола. Правда, в 1914г. общее число прихожан несколько уменьшилось (обоего пола 2469 душ, в том числе инородцев 1117 человек) за счет того, что деревня Усть-Иша была выведена из состава Майминского прихода и образован самостоятельный приход.

         Между тем в 1830г., когда на Алтай только приехал архимандрит Макарий, в Майме было всего 10 домов оседлых крещеных инородцев.

В период 60 – 90 -х годов в храме служат священники Петр Доброседов, Стефан Борисов, Иоанн Бенивольский, Павел Смирнов, Алексий Репиев, Иоанн Смолянников, Александр Воскресенский, Матфей Турбин, Виктор Дисеев. Практически всю дореволюционную историю храма старостами храма были потомки инородца Евфимия Софронова-Чендекова, крещеного основателем Миссии и сохранившего до конца своих дней глубокое почтение своему духовному наставнику. Евфимий смог передать свою любовь к Православию и Церкви всем своим детям и внукам

В 1882 году, на средства «майминского торгующего инородца Андрея Семеновича Софронова церковь была расширена двумя каменными пристроями».

План реконструкции церкви в 1880 году

«В начале 20 века храм имел весьма благолепный белокаменный вид. Снаружи и изнутри он  был  оштукатурен и выбелен известкой. Железная кровля окрашена зеленой масляной краской. Длина церкви с колокольней превышала 18 м., а наибольшая ширина составляла 15 м., высота от уровня земли до верха карниза составляла  8 м. Храм увенчен двумя большими и тремя малыми главами. Колокольня имела два яруса общей высотой до верхнего карниза 11 м. … В 1910 году иконостас имел ширину 10 аршин (7 м), что соответствует ширине центрального придела храма.»  (Прот. Георгий Крейдун «Храмы Горно-Алтайска и его предместий в 20 – начале 21 в» (Барнаул. 2010) с. 34)  По мнению протоиерея Георгия Крейдуна,  боковые пределы могли быть отделены от основного капитальными стенами по первоначальной форме храма, а по всем документам храм числится однопрестольным, однако по воспоминаниям М. Ф. Тимошанской (1917 – 2004 гг), бывшей прихожанки храма в 1930-е годы, в храме был второй придел, и второй Престольный праздник  праздновался на Собор Архистратига Михаила.

В 1883 году при церкви была построена каменная сторожка, крытая железом и окрашенная масляной краской, церковь была обнесена деревянной оградой на каменном фундаменте. В том же году на месте первого стана Алтайской миссии была построена каменная, крытая железом, часовня длина и ширина которой составляли около 3 м.

В Майминском приходе имелось две школы. В самой Майме – церковно-приходская, открытая приходским попечительством 8 марта 1884г.   Здание было построено в 1892г., деревянное, на каменном фундаменте, крыто железом, окрашенным зеленой масляной краской; снаружи обшито тесом. Размеры здания: длина – 14 аршин, ширина – 15 аршин, высота – 5 ½ аршина. Окон — с двойными рамами – 15 (размеры — 2 ½ на 1 ¼ аршина). Дверей – 7. Печей: 2 контрамарки и 1 голландская. Здание в 1910г. оценено в 2000 руб.  Вторая школа – в Верх-Карагужинском – находилась в ведении Министерства Народного Просвещения. Открыта в 1894г. В 1910г. было построено новое деревянное здание школы на каменном фундаменте. Крыта была железом, окрашенным масляной краской. Размеры здания: 10 ½ на 7 на 5 аршин. Окон 6 (размеры окон — 1 ½ на 1 аршин). Школа отапливалась одной голландской печью. По оценке комиссии стоимость здания составила 400 руб.

В приходской библиотеке Маймы имелось 126 наименований книг, при общем количестве 266 томов.

Майма в начале ХХ века

К началу второго десятилетия 20 века Майма была достаточно крупным, по алтайским меркам, селом в центре которого архитектурной доминантой возвышался храм Сошествия Святаго Духа на Апостолов.

Советский период.

Данный период  требует более детального исследования, т.к.  даже архивные данные иногда противоречат друг другу. Так, например, согласно выписке из протокола Ойротского облисполкома о ликвидации церквей от 27 февраля 1930 года следует, что «собрание граждан с. Майма-Чергачак, состоявшееся 16 февраля 1930 года,  постановило: ввиду 100% коллективизации с. Майма-Чергачак имеющуюся в этом селе церковь закрыть и передать в в распоряжение   сельсовета для использования под культурно-просветительские нужды».  (ГАГААО, ф 33, оп. 1, д. 297, л 43)

«Сняли колокола, иконы, вывезли на телеге за Майму и закопали в яму, на поле, напротив аэропорта.  (В. Г. Софронов называет Данилова Евгения, Корчуганова и еще одного мужчину, скидывающих кресты с храма)» (Т. Кульбеда «Из истории Маймы»).

Храм — клуб в 50-е годы 20 века

 Согласно «Протокола президиума ойротского обл исполкома города Ойрот-Тура от 4 ноября 1938 года», молитвенный дом в с. Майма-Чергачак был изъят  под «культурные надобности» согласно  постановления Ойрот-Туринского АИК от 21 октября 1938 года. (ГАСРА Ф 33 Оп1 Д 1017 л. 136, 140)

Был ли храм окончательно закрыт в 1930 году, но до 1938 в Майме действовал какой-то особенный молитвенный дом, или после  закрытия постановлением от 27 февраля 1930 года, каким-то образом православным майминцам удалось вернуть церковь еще на 8 лет – на данный момент окончательной точки зрения нет. Но с 1938 года в Горном Алтае уже не оставалось ни одного действующего храма. И вполне возможно, что самым последним был закрыт храм Святого Духа в с. Майма.

 

По воспоминаниям М. Ф. Тимошанской «в городе Ойрот-Тура уже все храмы были закрыты, и мы ходили в Майму. Вечером  в субботу были на Всенощной, а в воскресенье свекор пошел раньше, а я  управлялась. Когда подоила коров – тоже пошла. Но на взвозе навстречу попал свекор, сказал, что на церкви замок, а батюшку  ночью арестовали».
Кто был последним священником служив9шим в Майме до закрытия храма мы сейчас не знаем, но имена и судьбы нескольких священно-  и церковнослужителей , служившим в храме в 30 годы установить удалось:

Священник АЛЕКСЕЙ  МИХАЙЛОВИЧ САМОШКИН,  1885 г.р., ур. с. Верх-Шубинка  Бийского  района  ЗСК, бывший  офицер, священник  церкви  в  с.  Майма-Чергачак  Ойрот-Туринского  аймака. До ареста проживал с женой – Валентиной, 51 год   в с. Майма-Чергачак.  Арестован 23.07.1937 года Ойротским  обл. УНКВД  по  Запсибкраю.  Осужден   18  августа  1937 года  Тройкой  УНКВД  Запсибкрая  по  ст. 58-10-11  УК  РСФСР   к  высшей  мере  наказания —  расстрелу. Приговор  приведен   в  исполнение  28  августа  1937 года. Постановлением  Алтайского  краевого  суда  от  03  декабря  1957 года   Самошкин  А.М.  реабилитирован.

Священник (возможно иеромонах)  ПАВЕЛ  ГРИГОРЬЕВИЧ БОНДАРЕНКО   , 1875 г.р., ур.с. Вельбовка Гадечского  уезда Полтавской  губернии. В  1933  году  осужден  по  ст.  58-10  УК  РСФСР  Особым  Совещанием  ПП ОГПУ    Запсибкрая  к  5  годам  ссылки.  До ареста  проживал  в  с.Майма-Чергачак  Ойротской  области . Служил  священником  в  Майминской  церкви. Родственников  не  имел. Арестован  20.04.1937 года Ойротским  Обл. УНКВД. Осужден  18 августа  1937 года   Тройкой   УНКВД  Запсибкрая  по  ст. 58-10ч.2 и 58-11 УК РСФСР к  высшей  мере   наказания  —  расстрелу. Приговор  приведен  в  исполнение  28  августа  1937 года.             Постановлением  Алтайского  краевого  суда  от  3  декабря  1957 года  Бондаренко  П.Г. реабилитирован.

Священник ПАВЕЛ  АНДРЕЕВИЧ КОРЧУГАНОВ   , 1882 г.р., ур.  с. Майма  Майминского района Горно-Алтайской  автономной  области.  С  1923г. по 1929 г. священник   Майминской  церкви. В 1929 году  был лишен  избирательных  прав  и  выслан  на  3  года.  Вернулся  из  ссылки в 1936 году. До  ареста проживал  в  с. Майма-Чергачак  Ойрот-Туринского  аймака. Работал  счетоводом  в  колхозе  им. Кирова.  Вместе  с  ним  проживали: жена —  Анна , 49  лет, сын  —  Геннадий, 15 лет, сын  —  Анатолий, 13 лет, сын  —  Михаил, 9 лет. Арестован  27.07.1937 года. Осужден  11.11.1937 года Тройкой  УНКВД  Алтайского  края    по ст. 58-10  УК РСФСР  к  высшей  мере  наказания —  расстрелу.  Приговор  приведен  в  исполнение 20.11.1937 года.                Заключением  прокуратуры  Республики Алтай  от 29.09.1999г.  Корчуганов П.А. реабилитирован.

Священник (возможно – иеромонах)  МАКСИМ  САВЕЛЬЕВИЧ ЛЮТАЕВ, 1872 г.р., ур. с. Большая  Сура  Тамбовской  губернии. С 1912 года – священник в с. Тольменка. В  1936  году  переехал  в  г. Ойрот-Тура, ходил  по  селам  Ойрот-Туринского  аймака, крестил  детей,  проводил  различные  церковные  обряды. До  ареста  проживал  в с. Майма Горно-Алтайской  автономной  области. Арестован  07.08.1937 года  Ойротским  обл.  УНКВД  по Запсибкраю. Осужден 03.11.1937 года  судебной  Тройкой  УНКВД  по Алтайскому  краю по ст. 58-10 УК РСФСР  к  высшей  мере наказания – расстрелу с  конфискацией  лично принадлежащего  имущества. Приговор  приведен  в  исполнение  12.11.  1937 года в  г. Ойрот-Туре.                Заключением  прокуратуры Алтайского края   от 25.07.1989 г.  Лютаев М.С. реабилитирован.

Турищев Иван АФАНАСЬЕВИЧ,1862 г.р., ур. с. Сторожевое  Воронежской области. С  1929 г. по  1936г. работал  церковным  старостой  в  Майминской  церкви.  До  ареста  проживал  в  г. Ойрот-Тура. Состав  семьи : жена —  Евдокия, 74 года, сын —   Иван, 36 лет.  Арестован   16  июня  1937 года Ойротским  обл.УНКВД  по Запсибкраю. Осужден  18  августа  1937года Тройкой  УНКВД  Запсибкрая  по  ст. 58-11-10  УК  РСФСР  к  высшей  мере  наказания  – расстрелу.  Приговор  приведен  в  исполнение 28  августа 1937 года. Постановлением  Президиума  Алтайского  краевого  суда  от  03 декабря  1957 года  Турищев  И.А.  реабилитирован.

КАШИРИНА  МАРИЯ  СТЕПАНОВНА, возможно — монахиня , 1883 г.р.., ур.  с. Кокши  Грязнухинского района  Алтайского края. С 1897г. по  1920г.   проживала  в Бийском  монастыре. В  1930 году  лишалась  избирательных  прав. До  ареста  проживала  в  с. Майма-Чергачак  Ойрот-Туринского  аймака, без  определенных  занятий, одинокая.

Арестована 29 апреля  1941 года. Осуждена  приговором Ойротского  областного  суда  от  11-14  августа  1941 года  за  контрреволюционную  агитацию  с  использованием  религиозных  предрассудков  по ст. 58-10

ч.2, 58-11  УК  РСФСР  к  высшей  мере  наказания – расстрелу  с  конфискацией  лично  принадлежащего  имущества. Приговор приведен  в  исполнение 30.12.1941 года. Заключением  прокуратуры  Республики  Алтай  от  28.01.1997 г.  Каширина  М.С. реабилитирована.

Подверглись репрессиям, но данных о расстреле нет:

КУЗЬМЕНКИН  АНДЕЙ  ЕФИМОВИЧ, 1872 г.р., ур. с. Кабанти Крутинской  волости  Тобольского  округа.  Член  церковного совета  Майминской  церкви. Арестован  в  1929 году  за  антисоветскую  агитацию и  деятельность. Осужден  19  апреля  1929 года  Особым  Совещанием  при  Коллегии  ОГПУ   на  четыре  месяца  лишения  свободы.

Сведений  о  реабилитации  в  материалах  дела  нет.

САФРОНОВ  ФОКА  НИКОЛАЕВИЧ, 1879  г.р.,  ур.  с Майма  Майминского  аймака  Ойротской  автономной  области, алтаец. В  марте  1928 года  был  избран  председателем   церковного  совета Майминской  церкви. Вместе  с  ним  проживали: жена —  Варвара  Петровна, 52 года; сын   —  Иван, 12  лет; дочь  —  Анфиса, 18  лет; Марина, 11  лет. Арестован  в  1929  году за  систематическую  антисоветскую  агитацию  и  деятельность. Осужден 19  апреля  1929 года  Особым  совещанием  при  Коллегии  ОГПУ     к  лишению  свободы  на  четыре  месяца.  Сведений  о  реабилитации  в   материалах  архивно-уголовного  дела  нет.

***

Храм-клуб в 1967 году

Храм — луб в 1970 году

В годы советской власти в стенах майминской церкви с конца 30 и по 70-е располагался клуб. Во время съемок фильма «Живет такой парень» (1967-68 гг) В. М. Шукшин  некоторые сцены снимал в  Майме. Сцена в деревенском клубе, если и была снята не в помещении бывшего храма, то при изготовлении павильонных декораций наш храм служил вполне узнаваемым прототипом.

Кадр из фильма «Живет такой парень»

Кадр из фильма «Живет такой парень»

Кадр из фильма «Живет такой парень»

Кадр из фильма «Живет такой парень»

После строительства нового Районного дома культуры здание храма было передано Агрохимлаборатории (Станции защиты растений),  которая основательно перестроила церковное здание под свои нужды, добавив второй этаж и гаражный блок.

Возрождение

Импульсом к возрождению церковной жизни в Майме послужило Распоряжение Президента РФ Б. Н. Ельцина от 23 апреля 1993 года №231-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества»

20 ноября 1994 года состоялось учредительное собрание общины верующих с. Майма, которое постановило «образовать православную общину, входящую в состав Горно-Алтайского благочиния Барнаульской епархии Московского Патриархата, а также приняло Устав, избрало Приходской Совет и Ревизионную комиссию.  В состав Приходского совета вошли председатель — Медведева Ефросинья Васильевна,  помощник — Устинов Борис Семенович, казначей – Малова Анна Савельевна. Первый состав ревизионной комиссии – председатель – Колесникова Юлия Алексеевна, члены – Дударева Нина Матвеевна и Качеева Мария Александровна.

Медведева Евфросиния Васильевна, первая староста возрожденной общины

Качеева Мария Александровна ( 05.04.1929 – 17.10.2022) Вначале — член Ревизионной комиссии, а позднее — казначей храма в период восстановления

20 декабря 1994 года, распоряжением начальника  Управления юстиции республики Алтай П. Г. Прокопенко Устав Майминской православной общины во имя Святого Духа был зарегистрирован (запись №18).

22 декабря 1994 года  председатель приходского совета Е. В. Медведева пишет письмо  Главе администрации Майминского района В. Ф. Веревкину, в котором, от имени православной общины, просит вернуть верующим помещение ранее действующей церкви.

 

18 декабря 1995 года  Глава Республики Алтай В. И. Чаптынов издал распоряжение №181, согласно которому здание церкви должно быть передано общине верующих в месячный срок, но окончательная передача затянулась почти на год, в связи с тем, что не было  денежных средств на перевоз  проектно- изыскательской станции агрохимической службы «Горно-Алтайская».

10.07.1996 года в Майме проходит сход граждан,  на котором присутствуют 105 человек, в том числе глава сельской администрации В. В. Пульман.  Сход  принимает решение – обратиться за помощью к Президенту Российской Федерации, подготовить ультимативные обращения на имя А. С. Тюхтенева и В. И. Петрова и регулярно представлять информацию в прессу.

Во второй половине 1996 года Агрохимлаборатория освобождает часть помещений, и начинаются работы по подготовке к богослужению.

8 января 1997 года, Благочинный Горно-Алтайского округа, протоиерей Ростислав Кирашук, служит первую Божественную литургию в возрождающемся храме.

Внешний вид храма в 1997 — 2010 годах

В конце января в Майминский храм Указом епископа Барнаульского и Алтайского Антония назначен настоятель – иерей Сергий Тузин и псаломщик – инок Алексий (Попов).

Первый настоятель храма иерей Сергий Тузин с прихожанами. 1998 год

В Престольный праздник – День Святаго Духа 1997 года – богослужения начинаются в главном пределе.

Служба в Престольный праздник — День Святого Духа 1997 года

Интерьер храма в 2000 — 2004 годы

В том же году при храме начинает свою работу Воскресная школа (преподаватели – супруги Кобзевы, Александр Афанасьевич и Наталья Юрьевна)

Указом епископа Барнаульского и Алтайского Антония от 25 сентября 1999 года исполняющим обязанности настоятеля церкви Святого Духа с. Майма назначен иерей (с 2012 года – протоиерей) Георгий Балакин.

Венчание в возрождающемся храме

С 1 апреля 2002 года и по самое образование Горноалтайской епархии  он – благочинный Горно-Алтайского округа. В этот период в Майминском храме проходят различные послушания следующие священнослужители: протоиерей Сергий Башкатов (штатный священник в 2002 – 2015 гг), иерей Сергий Коробейников (завхоз, штатный диакон 2003 — 2004), протоиерей Павел Богомолов (штатный диакон  2004 – 2005), иерей Павел Тайченачев (штатный диакон 2005 – 2007),  иерей Георгий Купин (штатный диакон  2008 – 2009), иерей Вадим Петровский (штатный диакон 2009 – 2012),  иерей Юрий Трубицин (штатный диакон 2013-2015, штатный священник 2015 — 2017), иерей Виктор Пушкарев (штатный священник 2014-2015), иерей Евгений Остроухов (пономарь 1997 – 2002, 2015, штатный диакон 2016 – 2017), иерей Георгий Ковтун (штатный диакон в 2018,  штатный священник в 2019) . Алтарно-клиросное послушание проходили иерей Иоанн Ступишин, иерей Леонид Клепиков.

Звонница храма в 2000 — 2011 гг

В 2004 – 2005 году были восстановлены внутренние объемы храма,

Реконструкция внутреннего пространства 2004 год

и 22 октября 2005 года епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) совершил освящение храма.

Великое освящение храма. 22 октября 2005 года

Крестный ход вокруг храма в день его освящения

епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) после совершения Великого освящения храма

Терещенко Александр Юрьевич, Фокин Владимир Михайлович, Соколов Николай Федорович, Кукотин Василий Иванович — благотворители, внесшие серьезный вклад в восстановление храма и отмеченные Архиерейскими грамотами

В 2010 – 2012  построена колокольня, произведена замена кровли, выровнены стены.

Храм. Современный вид (август 2017)

Храм приобрел законченный вид, хотя и значительно отличается от первоначального проекта.